Творчество М.В.Нестерова (1862-1942) выросло на почве христианской духовной традиции. Оно вдохновлялось идеей о православии как движущей силе отечественной истории.
Нестеров преодолевает литературную повествовательность и натурализм передвижнической живописи, ощутимые в его ранних бытовых картинах, и обращается к воплощению в искусстве "настроения народной души, народной поэзии" (Л.Н.Толстой). Самыми глубокими и художественно совершенными стали те его произведения, в которых он создает свой поэтический миф о Святой Руси, стране, где человек и природа, объединенные возвышенным молитвенным созерцанием, находятся в гармоническом единстве.
Нестеровский пейзаж и его любимый герой появляются впервые в картине "Пустынник" (1888-1998). Образ старца далек как от официального казенного благолепия, свойственного академической живописи, так и от сатирического обличения, характерного для искусства передвижников. Он обладает неподдельной душевной теплотой. Это чистый сердцем человек, живущий в мире с людьми и природой, исполненный наивной веры.
Наиболее яркое выражение художественные и нравственные идеалы Нестерова находят в картине "Видение отроку Варфоломею" (1889-1890), первой из работ цикла, посвященного Сергею Радонежскому. Интерпретируя эпизод из древнейшего "Жития преподобного Сергия", написанного его учеником Епифанием, Нестеров изображает встречу юного Варфоломея, после пострижения получившего имя Сергий, с неизвестным святым старцем.
Скромный осенний пейзаж, написанный в подмосковном Абрамцеве, словно преображенный простодушной верой в чудо, приобретает "исторические" черты. Особенной удачей Нестерова становится кроткий отрок Варфоломей - воплощение богоизбранности. Поискам выражения поэтической одухотворенности мира и человека Нестеров подчиняет художественные средства. Его живописно-пластическая манера складывается под воздействием стиля модерн с его бесплотными формами, высветленными, тающими красками, плавными ритмами.
Собирательный образ России, занятой поисками Бога, художник создал в картине "На Руси. (Душа народа)" (1914-1916). Здесь в едином шествии по берегу великой русской реки Волги он объединяет типические, по его представлению, фигуры, воплощающие те или иные стороны русской истории и национального духа.
Начиная с 1905 года Нестеров все чаще обращается к портрету. Портрет жены, Е.П.Нестеровой, и дочери, О.М.Нестеровой-Шретер, являются воплощением его идеала русской женцины, ее одухотворенной красоты, интенсивной внутренней жизни.